Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

А.П.Шубин «Портрет отца художника Шубина П.Д.», 1920-е гг.
30.01.2016, 10:40

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Картина поступила в фонды музея от дочери художника Маношиной М.А.  28 мая 1971 г. По сведениям сотрудников Вологодской областной картинной галереи Шубин Александр Павлович является вологодским художником. По окончании церковно-приходской школы  отдан учеником к иконописцу Кострову в г.Великий Устюг. После 1919 года преподавал в Великом Устюге рисование. С 1942 г. работал художником в военном госпитале города. Вместе с госпиталем переведен в Вологду, где работал в вологодском товариществе «Художник».

 

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ.

Размер живописи: 45,5х33,5 см.

ПОДРАМНИК отсутствует.

ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения, тонкий (на 1 кв.см приходится 19 нитей по основе и 17 нитей по утку), мелкозернистый, плотный. Нити имеют многочисленные узелки и утолщения. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Основа деформирована. Наблюдается общая деформация холста из-за хранения картины без подрамника, изломы вдоль границ живописи от рёбер предыдущего подрамника, два горизонтальных излома и диагональный излом, длиной ок.14 см в центральной части произведения, а также деформация по кракелюру в виде втянутостей холста в трещины.

Основа имеет прорывы, заделанные при предыдущей реставрации методом «встык» (см.реставрационный паспорт №114/09, архив Вологодского филиала ВХНРЦ). Прорывы расположены в верхней средней части, нижней средней части, а также в средней левой и средней правой частях произведения. Основа запылена, загрязнена, наблюдаются следы воздействия влаги, пятна неизвестного происхождения. В верхней части имеется инвентарный номер, нанесенный в две строки: ВОКГ/ КП 58 НВФ.

Кромки картины обрезаны по всем четырём сторонам, имеют неровные границы. Края обреза деформированы, скручены, нити обмахрены, переплетение нитей нарушено. При предыдущей реставрации вдоль левой и нижней границ произведения выполнено наращивание холста встык по всей длине стороны на ширину до 3 см. (см.реставрационный паспорт №114/09, архив Вологодского филиала ВХНРЦ).

ГРУНТ – авторский, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Слой грунта равномерный, расположен на всей поверхности живописной плоскости. Проба грунта с красочным слоем взята с нижнего левого края картины. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный грунт, белого цвета, рыхлый, хрупкий, при воздействии водой размывается. Вероятно, грунт эмульсионный.

Основные утраты грунта расположены по краям картины, вдоль изломов холста, в местах прорывов основы (см.ОСНОВА). Площади утрат с сохранившимся внутри фрагментами живописи с красочным слоем расположены:

- в нижней части произведения разм. Ок.4х22 см;

- в виде неровной полосы, длиной ок.36 см и шириной до 3 см вдоль правой границы произведения, и длиной ок.20 см и шириной до 1 см вдоль левой границы произведения ;

 - слева, вдоль излома в виде полосы длиной ок.21 см и шириной до 0,5 см;

- вдоль диагонального излома в средней части картины шириной до 0,5 см;

- на фоне в левом верхнем углу размером ок.9х3 см;

- в средней левой части на горизонтальном изломе размером ок.6х1 см;

- в нижней центральной части общей площадью ок. 5 кв.см.

     Мелкие утраты грунта с красочным слоем расположены повсеместно. Связь грунта с основой неудовлетворительная.

     КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Живопись гладкая, многослойная, с неярко выраженной фактурой. Более плотно прописаны света, более тонко – тени. Портрет поясной, фигура расположена в фас. Источник света находится перед плоскостью картины слева. Правая рука портретируемого лежит на столе, в левой руке мужчина держит курительную трубку. На нём строгий костюм. Пиджак расстёгнут. Белый ворот сорочки оттеняет тёмный жилет, из под которого виден узел галстука красно-коричневого цвета. Характерными признаками являются рыжеватые усы, гладко выбритый подбородок, светло-карие глаза, тёмные короткие волосы. Брови нахмурены. Взгляд сосредоточен и напряжён. На безымянном пальце правой руки надето кольцо.

     Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная. Живопись покрыта мелкосетчатым кракелюром грунтового происхождения.

     ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ. Поверхность картины имеет блеск. При просмотре живописи в УФ-излучении наблюдается незначительное желтоватое свечение, свидетельствующее о возможном присутствии на картине лака.

     ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Поверхность картины запылена, загрязнена. Скопления загрязнений расположены в углублениях фактуры живописи. В верхней правой части, на фоне произведения,  расположено пятно коричневого цвета с неровными краями неизвестного происхождения размером ок.7х5 см. При исследовании пятна под микроскопом выявлено, что запись лежит поверх авторской живописи.

     ПОДПИСЬ. Подписи не обнаружено.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Проба грунта с красочным слое взята с нижнего левого края картины. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный грунт, белого цвета, рыхлый, хрупкий, при воздействии водой размывается. Вероятно, грунт эмульсионный.

2. При просмотре живописи в УФ-излучении наблюдается незначительное желтоватое свечение, свидетельствующее о возможном присутствии на картине лака.

 

КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

На картине выполнены: заделка прорывов основы методом «встык», укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского грунта, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с живописи, регенерация лака, утоньшение и выравнивание лаковой пленки, удаление грубой записи коричневого цвета на изображении фона справа, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя, окантовка, нанесение инвентарного номера музея.

 

Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

 

Общий вид. Лицевая сторона. В процессе реставрации. После покрытия реставрационным лаком. Перед тонированием утрат авторского красочного слоя.

 

Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

 

Общий вид. Тыльная сторона. До реставрации.

 

Общий вид. Тыльная сторона. После реставрации.

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, портрет, ВХНРЦ, реставрация, живопись, шубин, картина, масляная живопись
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]