Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Суббота, 21.04.2018
Главная » Файлы » Практическая реставрация масляной живописи. » РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ

А. П. Шубин «Портрет матери художника Шубиной А. Д. »
30.01.2016, 10:24

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Картина поступила от дочери художника Маношиной М.А.  28 мая 1971 г. По сведениям сотрудников Вологодской областной картинной галереи Шубин Александр Павлович является вологодским художником. По окончании церковно-приходской школы он был отдан учеником к иконописцу Кострову в г.Великий Устюг. После 1919 года преподавал в Великом Устюге рисование. С 1942 г. работал художником в военном госпитале города. При его перебазировании вместе с госпиталем переведен в Вологду, где работал в вологодском товариществе «Художник».

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ДО РЕСТАВРАЦИИ.

Максимальный размер основы произведения составляет    55,5х34,5 см.

ПОДРАМНИК отсутствует.

ОСНОВА – холст льняной полотняного переплетения средней плотности (на 1 кв.см приходится 15 нитей по основе и 18 – по утку), мелкозернистый, тонкий. Переплетение нитей равномерное, нити имеют незначительные утолщения и узелки. Холст ветхий, неэластичный, окисленный.

Наблюдается общее деформация основы из-за хранения произведения без подрамника, горизонтальные изломы и смятости. Прорывы основы, расположенные вдоль границ произведения заделаны при предыдущей реставрации методом «встык». (см.реставрационный паспорт №1/10, архив Вологодского филиала ВХНРЦ). По всем четырем сторонам холста наблюдается деформация нитей в виде так называемой «гирлянды натяжений». Основа значительно запылена, загрязнена, наблюдаются мушиные засиды, следы воздействия влаги, значительные в верхней половине произведения. Основа поражена плесенью. В верхней части авторский грунт розоватого цвета частично прошёл на тыльную сторону между нитями холста. В верхней средней части имеется подпись, выполненная, вероятно, шариковой ручкой. В нижнем правом углу расположен инвентарный номер, нанесенный в четыре строки черной тушью: «КП-2899/ ВОКГ/ Инв N 629/ Ж». Картина обрезана по всем четырем сторонам. По краю обреза наблюдаются расхождение и деформация нитей.

ГРУНТ – авторский, светлый, розоватого цвета. Площадь грунтования имеет неровные границы вдоль боковых и нижней границ холста. Слой грунта равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Проба грунта с красочным слоем взята на границе живописи справа. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный светлый грунт розоватого цвета, хрупкий, рыхлый. При воздействии водой размывается. Грунт, вероятно, эмульсионный. Утраты авторского грунта расположены в местах прорывов холста (см.ОСНОВА), по краям произведения, особенно в нижней части, вдоль изломов. Наблюдаются выпады грунта между нитями холста и мелкие утраты грунта по фактуре холста. Связь грунта с основой удовлетворительная.

КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ – равномерный, тонкий (при боковом освещении просматривается фактура холста). Живопись гладкая, многослойная, с неярко выраженной фактурой. Более плотно прописаны света, более тонко – тени. В живописном построении активную роль играет цвет грунта. Утраты красочного слоя расположены в местах утрат грунта (см.ГРУНТ). Наблюдаются потёртости по фактуре холста. Связь красочного слоя с грунтом удовлетворительная.

ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ – поверхность картины имеет блеск. В УФ-излучении желтоватого свечения, характерного для лаковых плёнок,  не наблюдается. Вероятно, лаковая плёнка отсутствует. Блеск картине придают свойства масляных красок.

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Живопись значительно запылена, загрязнена. На поверхности наблюдаются мушиные засиды, пятна неизвестного происхождения. Скопления загрязнений расположены в углублениях фактуры живописи.

ПОДПИСЬ. В правом нижнем углу картины имеется подпись, выполненная кистью от руки поверх живописи масляной краской бордового цвета в две строки. В первой строке читается «А.Шуби…». Вторая строка неразборчива. Часть подписи обрезана вместе с кромками.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Проба грунта с красочным слоем взята на границе живописи справа. Под микроскопом МБС-10 просматривается однослойный светлый грунт розоватого цвета, хрупкий, рыхлый. При воздействии водой размывается. Грунт, вероятно, эмульсионный.

2. Поверхность картины исследована в УФ-лучах при помощи переносной УФ-лампы. В УФ-излучении желтоватого свечения, характерного для лаковой плёнки,  не наблюдается. Вероятно, лаковая плёнка отсутствует. Блеск картине придают свойства масляных красок.

 

КОНСЕРВАЦИОННО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

На картине выполнены: восполнение формата полотна, включая отсутствующие кромки, укрепление грунта с красочным слоем, устранение деформации основы, очистка оборота от загрязнений, дублирование, натяжка на новый реставрационный подрамник, подведение и выравнивание реставрационного грунта, покрытие реставрационным лаком, тонирование утрат авторского красочного слоя, окантовка. Подпись и инвентарный номер музея, расположенные на тыльной стороне авторского холста, перенесены на кальку. На тыльную сторону на подрамник нанесен инвентарный номер музея «ОФ ВОКГ-2899, 629-Ж».

 

Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

 

Общий вид. Лицевая сторона. После реставрации.

 

Общий вид. Тыльная сторона. До реставрации.

 

Общий вид. Тыльная сторона. После реставрации.

Категория: РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЕТЫ | Добавил: Администратор | Теги: Вологда, художник, ВХНРЦ, реставрация, живопись, шубин, картина
Просмотров: 217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]