Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

РЕСТАВРАЦИЯ

Четверг, 25.04.2024
Главная » 2015 » Декабрь » 30 » РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА «ПОРТРЕТ ПРОТОИЕРЕЯ ТОТЕМСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА МАКСИМА САВИНОВА»
09:40
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА «ПОРТРЕТ ПРОТОИЕРЕЯ ТОТЕМСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА МАКСИМА САВИНОВА»

Художник-реставратор Ю.Е.Шелкова.

Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря.

 

Доклад на межрегиональной научно-практической конференции "Историко-культурное наследие Русского Севера. Музейные исследования и реставрационные открытия XXI века". 15/16 октября 2015 года. ВГИАХМЗ. Вологда.

 

В конце 2013 года на реставрацию в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря поступил «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова» из фондов Тотемского музейного объединения (холст, масло, 103х81 см). Предварительный осмотр показал, что картина уже находилась в реставрации. Во-первых, авторский холст был сдублирован на новую основу и перетянут на подрамник, перевернутый на 180°.  Во-вторых, на лицевой стороне обнаружились многочисленные записи, нанесенные поверх утрат грунта с красочным слоем и перекрывающие авторскую живопись.

[илл.1] 

Общее состояние памятника было таково, что он  требовал, как минимум, проведения срочных консервационных работ.

Предреставрационное исследование показало следующее:

1) подрамник изготовлен из дерева хвойной породы, нераздвижной, крестовина и фаски отсутствуют. На нижнем бруске имеется надпись «Протоiерей Максимъ Савиновъ», выполненная чёрной тушью;

2) авторский холст полностью сдублирован на новую основу при предыдущей реставрации. Сцепление холстов неравномерное. В местах раздублирования наблюдается усадка авторского холста, ставшая причиной отставания и сморщивания живописи на этих участках;

3) авторская основа имеет прорывы. Самый крупный из них расположен в области изображения левой руки.

[илл.2]

 

Его длина составляет около 23 см, максимальное расхождение краев  - 2 см. В зоне прорыва наблюдается раздублирование холстов, коробление и усадка авторского холста, многочисленные отставания и утраты грунта с красочным слоем;

4) связь грунта с основой неудовлетворительная;

5) портрет переписан при предыдущей реставрации. Грубая запись перекрывает многочисленные открытые участки авторского холста, образовавшиеся в результате утрат авторской живописи. Плотный слой записи просматривается  в области прорывов, в нижней части картины. Более тонкие слои записи наблюдаются на изображениях фона, лица, правой кисти, одеждах, наградах священника. При исследовании поверхности живописи в УФ-излучении выявлено, что запись, за исключением незначительных фрагментов,  отсутствует в правой части картины на изображениях  драпировки, левого рукава,  левой кисти руки, пояса и складок одежды в области прорыва в центральной части произведения. Также, при исследовании поверхности живописи в УФ-излучении в местах, не перекрытых записью, просматривается фрагментарно сохранившаяся покровная плёнка желтоватого цвета;

6) живопись запылена, загрязнена. Плотный слой загрязнений наблюдается на участках авторской живописи, не перекрытых записью.

Прежде, чем приступать к заделке прорывов основы методом "встык", необходимо создать условия, при которых выполнение данного процесса не создавало бы дополнительных угроз сохранности памятника. Для этого на картине был проведен первый этап укрепления грунта с красочным слоем, в результате которого восстановилось сцепление отслоившихся фрагментов живописи с авторской основой. После фиксации краев прорывов и заклейки поверхности живописи микалентной бумагой выполнены раздублирование холстов, техническая реставрация авторских кромок и закрепление картины на рабочем подрамнике. Далее было решено хотя бы частично восстановить эластичность задубевшего авторского холста путем механической очистки его оборота от спрессованных загрязнений и остатков клея. На участках сморщивания грунта с красочным слоем, а также в области крупного прорыва, там, где имелась значительная деформация основы в виде коробления, вместо скальпеля использовался маломощный автоматический инструмент типа бормашины с насадкой в виде усечённого конуса, имеющего мелкозернистую шершавую поверхность.

После выполнения вышеперечисленных консервационных мероприятий были проведены работы по состыковке краев и заделке четырех линейных прорывов методом «встык» в нижней части холста.

Далее перед реставратором встала задача свести края крупного прорыва  с усадкой холста в центральной части картины, одна из трудностей решения которой заключалась в том, чтобы преодолеть сопротивление старого дублировочного клея, вошедшего в структуру нитей авторской основы и препятствовавшего ее расправлению. Для выполнения данного процесса была разработана методика поэтапного устранения коробления и  усадки холста в области прорыва, благодаря которой удалось свести края прорыва с 2 см до 0,1 см. На этом результате решено было остановиться, поскольку направления нитей утка и основы в области прорыва стали взаимоперпендикулярны. После привыкания холста к новому состоянию прорыв в центральной части основы был заделан методом «встык».

[илл.3].

Восстановление целостности авторской основы позволило устранить ее усадку в местах раздублирования авторского и дублировочного холстов и уложить фрагменты живописи в первоначальное положение. Затем были выполнены следующие консервационно-реставрационные мероприятия: общее укрепление грунта с красочным слоем, восполнение утрат авторского грунта, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с лицевой стороны, покрытие живописи реставрационным лаком, тонирование утрат красочного слоя, окантовка, нанесение инвентарного номера музея, перенос надписи и бумажных наклеек с авторского подрамника на реставрационный.

[илл.4]

На данном этапе специалистами решается вопрос о продолжении живописной реставрации портрета и целесообразности удаления грубых записей с открытых участков авторского холста.

         В заключении нельзя не сказать несколько слов о самом протоиерее Максиме Савинове, портрет которого, возможно, является единственным в своем роде и потому имеет несомненную историческую ценность. Согласно данным архивных источников[1] Максим Васильевич Савинов родился в 1768 году в семье священника Верхопежемской Богоявленской церкви Вельского уезда. Обучение проходил сперва в Архангельской семинарии, а под конец курса – в Вологодской. По окончании семинарского курса в 1789 году М.В.Савинов был определен в Вологодскую семинарию учителем латинского языка и Закона Божия. Он занимал эту должность до апреля 1795 года. В апреле того же года он был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Тотемского Богоявленского собора. В 1796 году М.В.Савинов был первоприсутствующим в секретной комиссии по делу обретения мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасосуморином монастыре. Также он находился при всех следствиях и свидетельствах при открытии мощей. С 1801 по 1832 год М.В.Савинов был штатным смотрителем и законоучителем в Тотемском народном училище. С 1815 по 1824 годы он занимал должность ректора Тотемского духовного училища, а с 1818 года -  преподавал в этом училище латинский язык. В 1820 году, по Высочайшему повелению М.В.Савинов был командирован в Яренский и Устьсысольский уезды для свидания с приезжавшими туда из Архангельской губернии самоедами – представителями урало-алтайского племени,  "для узнания их образа мыслей, наклонностей и обычаев и для изложения своего мнения о средствах к обращению этого народа в христианство, что им и было исполнено и одобрено не только министром духовных дел и народного просвещения, но и принято Государем с благосклонным вниманием". Михаил Васильевич Савинов имеет следующие награды и отличия: скуфью (1801), наперсный золотой крест (1806), камилавку (1810), бронзовый крест в память войны  1812 года (1818) и орден св.Анны 3 степени (1820). Это позволяет датировать его портрет первой третью XIX века.

         М.В.Савинов скончался 7 октября 1840 года в возрасте 73 лет. Он был погребен перед входом в Тотемский Богоявленский собор в каменной часовне, устроенной им при жизни. По воспоминаниям современников Михаил Васильевич Савинов был человек необыкновенно умный, образованный, ответственный, строгой жизни, энергичный, с твердым характером и добрым сердцем. Ниже приводится  эпитафия М.В.Савинова, сочиненная им для себя:

 

Родился, жил, грешил и умер я,

Вот вся история моя.

Кого обидел, соблазнил примером,

Прощения прошу у всех,

И сам других прощаю равной мерой,

Загладится прощеньем грех.

Прохожие! мой смело прах топчите,

Но о спасении души

Хоть вздох один на небеса пошлите.

А ты, Спаситель мой, внуши

Безмолвное сие сердец моленье

И даруй мне успокоенье.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

1. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации.

2 Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Прорыв авторского холста в центральной части. До реставрации.

3. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Прорыв авторского холста в центральной части. В процессе реставрации.

4. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Общий вид. Лицевая сторона. После выполнения консервационно-реставрационных работ.

 

 

 

 

 

 

 

[1] См.: Богоявленский собор в г.Тотьме//Вологодские епархиальные ведомости. - 1883. № 18. с.337-338; Н.Суворов. Воспоминание о протоиерее Максиме Васильевиче Савинове (1768-1840)//Прибавления к Вологодским Епархиальным ведомостям.  - № 22, 15 ноября 1882. с.433-440.

 Автор выражает огромную благодарность за помощь в поиске сведений о М.В.Савинове заведующей отделом учета, хранения и систематизации музейных фондов Тотемского музейного объединения Савковой Ирине Сергеевне.

Категория: ПУБЛИКАЦИИ. | Просмотров: 2115 | Добавил: Администратор | Теги: музей, Тотьма, Савинов, портрет, реставрация, живопись | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]