09:40 РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА «ПОРТРЕТ ПРОТОИЕРЕЯ ТОТЕМСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА МАКСИМА САВИНОВА» |
Художник-реставратор Ю.Е.Шелкова. Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря.
Доклад на межрегиональной научно-практической конференции "Историко-культурное наследие Русского Севера. Музейные исследования и реставрационные открытия XXI века". 15/16 октября 2015 года. ВГИАХМЗ. Вологда.
В конце 2013 года на реставрацию в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря поступил «Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова» из фондов Тотемского музейного объединения (холст, масло, 103х81 см). Предварительный осмотр показал, что картина уже находилась в реставрации. Во-первых, авторский холст был сдублирован на новую основу и перетянут на подрамник, перевернутый на 180°. Во-вторых, на лицевой стороне обнаружились многочисленные записи, нанесенные поверх утрат грунта с красочным слоем и перекрывающие авторскую живопись. [илл.1] Общее состояние памятника было таково, что он требовал, как минимум, проведения срочных консервационных работ. Предреставрационное исследование показало следующее: 1) подрамник изготовлен из дерева хвойной породы, нераздвижной, крестовина и фаски отсутствуют. На нижнем бруске имеется надпись «Протоiерей Максимъ Савиновъ», выполненная чёрной тушью; 2) авторский холст полностью сдублирован на новую основу при предыдущей реставрации. Сцепление холстов неравномерное. В местах раздублирования наблюдается усадка авторского холста, ставшая причиной отставания и сморщивания живописи на этих участках; 3) авторская основа имеет прорывы. Самый крупный из них расположен в области изображения левой руки. [илл.2]
Его длина составляет около 23 см, максимальное расхождение краев - 2 см. В зоне прорыва наблюдается раздублирование холстов, коробление и усадка авторского холста, многочисленные отставания и утраты грунта с красочным слоем; 4) связь грунта с основой неудовлетворительная; 5) портрет переписан при предыдущей реставрации. Грубая запись перекрывает многочисленные открытые участки авторского холста, образовавшиеся в результате утрат авторской живописи. Плотный слой записи просматривается в области прорывов, в нижней части картины. Более тонкие слои записи наблюдаются на изображениях фона, лица, правой кисти, одеждах, наградах священника. При исследовании поверхности живописи в УФ-излучении выявлено, что запись, за исключением незначительных фрагментов, отсутствует в правой части картины на изображениях драпировки, левого рукава, левой кисти руки, пояса и складок одежды в области прорыва в центральной части произведения. Также, при исследовании поверхности живописи в УФ-излучении в местах, не перекрытых записью, просматривается фрагментарно сохранившаяся покровная плёнка желтоватого цвета; 6) живопись запылена, загрязнена. Плотный слой загрязнений наблюдается на участках авторской живописи, не перекрытых записью. Прежде, чем приступать к заделке прорывов основы методом "встык", необходимо создать условия, при которых выполнение данного процесса не создавало бы дополнительных угроз сохранности памятника. Для этого на картине был проведен первый этап укрепления грунта с красочным слоем, в результате которого восстановилось сцепление отслоившихся фрагментов живописи с авторской основой. После фиксации краев прорывов и заклейки поверхности живописи микалентной бумагой выполнены раздублирование холстов, техническая реставрация авторских кромок и закрепление картины на рабочем подрамнике. Далее было решено хотя бы частично восстановить эластичность задубевшего авторского холста путем механической очистки его оборота от спрессованных загрязнений и остатков клея. На участках сморщивания грунта с красочным слоем, а также в области крупного прорыва, там, где имелась значительная деформация основы в виде коробления, вместо скальпеля использовался маломощный автоматический инструмент типа бормашины с насадкой в виде усечённого конуса, имеющего мелкозернистую шершавую поверхность. После выполнения вышеперечисленных консервационных мероприятий были проведены работы по состыковке краев и заделке четырех линейных прорывов методом «встык» в нижней части холста. Далее перед реставратором встала задача свести края крупного прорыва с усадкой холста в центральной части картины, одна из трудностей решения которой заключалась в том, чтобы преодолеть сопротивление старого дублировочного клея, вошедшего в структуру нитей авторской основы и препятствовавшего ее расправлению. Для выполнения данного процесса была разработана методика поэтапного устранения коробления и усадки холста в области прорыва, благодаря которой удалось свести края прорыва с 2 см до 0,1 см. На этом результате решено было остановиться, поскольку направления нитей утка и основы в области прорыва стали взаимоперпендикулярны. После привыкания холста к новому состоянию прорыв в центральной части основы был заделан методом «встык». [илл.3]. Восстановление целостности авторской основы позволило устранить ее усадку в местах раздублирования авторского и дублировочного холстов и уложить фрагменты живописи в первоначальное положение. Затем были выполнены следующие консервационно-реставрационные мероприятия: общее укрепление грунта с красочным слоем, восполнение утрат авторского грунта, дублирование авторского холста на новую основу, натяжка на новый реставрационный подрамник, удаление поверхностных загрязнений с лицевой стороны, покрытие живописи реставрационным лаком, тонирование утрат красочного слоя, окантовка, нанесение инвентарного номера музея, перенос надписи и бумажных наклеек с авторского подрамника на реставрационный. [илл.4] На данном этапе специалистами решается вопрос о продолжении живописной реставрации портрета и целесообразности удаления грубых записей с открытых участков авторского холста. В заключении нельзя не сказать несколько слов о самом протоиерее Максиме Савинове, портрет которого, возможно, является единственным в своем роде и потому имеет несомненную историческую ценность. Согласно данным архивных источников[1] Максим Васильевич Савинов родился в 1768 году в семье священника Верхопежемской Богоявленской церкви Вельского уезда. Обучение проходил сперва в Архангельской семинарии, а под конец курса – в Вологодской. По окончании семинарского курса в 1789 году М.В.Савинов был определен в Вологодскую семинарию учителем латинского языка и Закона Божия. Он занимал эту должность до апреля 1795 года. В апреле того же года он был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Тотемского Богоявленского собора. В 1796 году М.В.Савинов был первоприсутствующим в секретной комиссии по делу обретения мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасосуморином монастыре. Также он находился при всех следствиях и свидетельствах при открытии мощей. С 1801 по 1832 год М.В.Савинов был штатным смотрителем и законоучителем в Тотемском народном училище. С 1815 по 1824 годы он занимал должность ректора Тотемского духовного училища, а с 1818 года - преподавал в этом училище латинский язык. В 1820 году, по Высочайшему повелению М.В.Савинов был командирован в Яренский и Устьсысольский уезды для свидания с приезжавшими туда из Архангельской губернии самоедами – представителями урало-алтайского племени, "для узнания их образа мыслей, наклонностей и обычаев и для изложения своего мнения о средствах к обращению этого народа в христианство, что им и было исполнено и одобрено не только министром духовных дел и народного просвещения, но и принято Государем с благосклонным вниманием". Михаил Васильевич Савинов имеет следующие награды и отличия: скуфью (1801), наперсный золотой крест (1806), камилавку (1810), бронзовый крест в память войны 1812 года (1818) и орден св.Анны 3 степени (1820). Это позволяет датировать его портрет первой третью XIX века. М.В.Савинов скончался 7 октября 1840 года в возрасте 73 лет. Он был погребен перед входом в Тотемский Богоявленский собор в каменной часовне, устроенной им при жизни. По воспоминаниям современников Михаил Васильевич Савинов был человек необыкновенно умный, образованный, ответственный, строгой жизни, энергичный, с твердым характером и добрым сердцем. Ниже приводится эпитафия М.В.Савинова, сочиненная им для себя:
Родился, жил, грешил и умер я, Вот вся история моя. Кого обидел, соблазнил примером, Прощения прошу у всех, И сам других прощаю равной мерой, Загладится прощеньем грех. Прохожие! мой смело прах топчите, Но о спасении души Хоть вздох один на небеса пошлите. А ты, Спаситель мой, внуши Безмолвное сие сердец моленье И даруй мне успокоенье.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Общий вид. Лицевая сторона. До реставрации. 2 Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Прорыв авторского холста в центральной части. До реставрации. 3. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Прорыв авторского холста в центральной части. В процессе реставрации. 4. Неизв. худ. Портрет протоиерея Тотемского Богоявленского собора Максима Савинова. Тотемское музейное объединение. Холст, масло, 103х81. Общий вид. Лицевая сторона. После выполнения консервационно-реставрационных работ.
[1] См.: Богоявленский собор в г.Тотьме//Вологодские епархиальные ведомости. - 1883. № 18. с.337-338; Н.Суворов. Воспоминание о протоиерее Максиме Васильевиче Савинове (1768-1840)//Прибавления к Вологодским Епархиальным ведомостям. - № 22, 15 ноября 1882. с.433-440. Автор выражает огромную благодарность за помощь в поиске сведений о М.В.Савинове заведующей отделом учета, хранения и систематизации музейных фондов Тотемского музейного объединения Савковой Ирине Сергеевне. |
|
Всего комментариев: 0 | |